31 марта 2015

31 марта 2015
Промовебинар интернет-продюсеров 15 мая 2014 в 19:00

понедельник, 1 апреля 2013 г.

Все мы взращены Петром Ильичом


Чайковский Петр Ильич - самый выдающийся русский композитор.

Среди 10 опер Чайковского выделяются написанные на пушкинские сюжеты "Евгений Онегин" (лирические сцены, новый тип оперы), где композитор воплотил свой идеал "интимной, но сильной драмы", и "Пиковая дама" — непревзойдённая по психологической глубине вокально-симфоническая трагедия. 
 Родился в семье горного инженера в1840 году, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртия. В 1850—59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория).  В 1865 году Чайковский Петр Ильич окончил консерваторию с отличием. В 1866—1878 профессор Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников — С. И. Танеев). 
В педагогических целях перевёл несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872). С 1868 выступил в печати как музыкальный критик. В 1871—76 работал музыкальным рецензентом московских газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".
 Связям Чайковского с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок в Петербург) с членами "Могучей кучки"
В 1866—1877 (московский период) наступает расцвет творчества Чайковского: 3 симфонии ("Зимние грёзы", 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875: начата также 4-я симфония), несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869, 2-я ред. 1870, 3-я — 1880), симфоническая фантазии "Буря" (1873), "Франческа да Римини" (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром и "Меланхолическая серенада" для скрипки с оркестром (1875), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы "Воевода" (1868), "Ундина" (1869, уничтожена Чайковским в 1873), "Опричник" (1872), "Кузнец Вакула" (1874, 2-я ред. — "Черевички", 1885), балет "Лебединое озеро" (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка" (1873), фортепианные пьесы (в том числе цикл "Времена года", 1876), романсы и другие. В 1868—72 Чайковский переложил для фортепиано в 4 руки 50 русских народных песен из сборников К. П. Вильбоа и М. А. Балакирева, отредактировал сборник русских песен, собранных В. П. Прокуниным. Осенью 1877 Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над четвертой симфонией (1876—77) и оперой "Евгений Онегин" (1877—78, пост. 1879, силами учащихся Московской консерватории; 1881, Большой театр). 
Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк, с которой в 1876—90 вёл обширную дружескую переписку, но никогда не виделся, Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода — оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), кантата "Москва" (1883); "Торжественная увертюра 1812 год" (1880), "Итальянское каприччио" (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепианное трио "Памяти великого художника" (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), "Большая соната" для фортепиано (1878) и другие.. 
Чайковский был избран директором Московского отделения общества, 1885) и Московской консерватории. Премьера оперы "Черевички" в Большом театре (1887) положила начало его дирижёрским выступлениям. В 1887—93 он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку; в 1892 он был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского университета. В 1885—93 Чайковский создал ряд прекраснейших произведений, чередуя трагедийные полотна (оперы "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890; программная симфония "Манфред", 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я "Патетическая" симфония, 1893) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты "Спящая красавица", 1889; "Щелкунчик", 1892; опера "Иоланта", 1891; оркестровая сюита "Моцартиана", 1887).
Вместе с крупнейшими представителями "Могучей кучки" Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков — продолжателей глинкинских традиций.  Чайковский оперировал богатейшим арсеналом художественных средств, накопленных мировой музыкальной классикой. Чайковский — один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник Л. Бетховена. Симфоническое мышление Чайковского ярко проявилось в различных произведениях его обширного многогранного наследия, для которого характерно взаимообогащение вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). 

2 комментария:

  1. Светлана, только в школе когда то изучала биографию П Чайковского. Спасибо вспомнила, прочла снова. А то то уже подзабыла.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Светлана! С большим удовольствием прочитала статью о П. И. Чайковском. Для меня - это интересный обширный материал.

    ОтветитьУдалить